Эта статья посвящена проблеме воспитания юного музыканта-баяниста. Не секрет, что сегодня интерес к баяну среди поступающих в школу невысок. Оторванность от жизни нашего обучения привели к тому, что нет конкурса при поступлении на многие специальности и мы вынуждены зачастую брать детей без музыкальных данных. Хорошо, что для детей со слабыми данными появились общеразвивающие программы, которые позволят им приобщиться к миру искусства исходя из их способностей, но этого недостаточно. |
Любительское музицирование как способ формирования всесторонне развитого музыканта
Термин «Музицирование» обозначает исполнение музыки в домашней обстановке. Под понятием любительское музицирование мы имеем ввиду все, что может быть востребовано в повседневной жизни – подбор по слуху, умение изменить тональность произведения, подобрать аккомпанемент и сыграть незнакомое произведение по нотам. Словосочетание «любительское музицирование» звучит как нечто самодеятельное, непрофессиональное. На самом деле это не так. Работа в этом направлении делает более тесной взаимосвязь специальности и теории музыки, повышает интерес к занятиям, развивает музыкальное мышление и прививает ученикам самостоятельность. Для многих детей знания, полученные на уроках теории музыки абстрактны. На уроках же музицирования ребята начинают улавливать связь между специальностью и сольфеджио. Навыки любительского музицирования развивать достаточно трудно (если это не дано природой), намного тяжелее, чем разучивать готовые пьесы. Это требует серьезных умственных действий как от ученика, так и преподавателя. Чтобы научиться домашнему музицированию, необходимо развивать мелодический и, самое важное, гармонический слух.
Подбор и транспонирование мелодий
На сегодняшний день многие преподаватели стали начинать изучение музыкального инструмента с игры по слуху. Подобный подход содержится в большинстве современных методик. Цель такого обучения – научить ребенка слышать мелодию, гармонию, и только после этого осваивать музыкальную грамоту. Сначала научиться «разговаривать» на языке музыки и уже потом – «читать». Подбор по слуху отличается по своим задачам от разучивания готовых пьес, поэтому и принципы обучения другие: нельзя увлекаться теорией с маленьким ребенком – он просто ничего не поймет и не запомнит, ему станет скучно. Раз это подбор по слуху, то и ориентироваться нужно только на слуховые ощущения. Очень важным в развитии музыкального слуха считаю навык транспонирования. Транспонирование – это одна из разновидностей подбора по слуху, т. к. каждый раз, перенося пьесу в другую тональность, ученик заново подбирает ее. При подборе и транспонировании на уроках мы на слух и на ощупь ищем связь между звуками. Например, со временем ученик запоминает, что близкорасположенные по высоте звуки в правой руке будут также находиться близко и на клавиатуре. Когда учишь ребенка подбирать по слуху, надо размышлять не как профессионал с образованием, а как самоучка. Т. е. любитель, когда берет инструмент, не думает о тональностях, знаках, строении мелодии и аккордов, об аппликатуре. Он слышит мелодию и пытается найти ее на баяне при помощи слуха. Задача педагога – направить ребенка, научить различать высокие и низкие звуки, проконтролировать ритмический рисунок мелодии. Если педагог начнет «давить» ученика-первоклассника теорией и будет заставлять учить знаки в каждой новой тональности при транспонировании очередной мелодии, он, скорее всего, навсегда отобьет желание к подбору и творческому музицированию на инструменте, внушит, что подбирать – это тяжелая работа, а не увлекательная игра. Транспонирование должно проводиться во всех 12 тональностях, чтобы ребенок научился чувствовать клавиатуру, не боялся черных клавиш. Легкие пьесы ученик должен играть от любой клавиши ОДНОЙ аппликатурой (на аккордеоне) или тремя видами аппликатуры, с каждого ряда (на баяне). И не важно, какие клавиши попадаются – черные или белые, главное, чтобы на слух мелодия звучала одинаково. Нельзя подменять игру по слуху натаскиванием, не нужно учить в каждой тональности пьесу заново с правильной аппликатурой. Со временем, когда ребенок научится ориентироваться в тональностях, он сам подберет удобный вариант.
Кадансы
Кадансы в нашем случае – это аккордовые последовательности, которые мы исполняем во всех тональностях. С первого года обучения учимся подбирать отдельно каждой рукой не только мелодию, но и сопровождение: осваиваем основные виды аккомпанемента – полька, вальс, марш в левой руке, также запоминаем основные гармонические функции – T, S, D и их расположение в левой клавиатуре. Первые три года мы закрепляем умение играть Кадансы – гармонические построения в тональности как левой, так и правой рукой в мажоре и миноре. При разборе каждого нового вида кадансов правой рукой сначала строим аккорды в виде трезвучий, потом в виде обращений в удобном расположении. Их нужно играть точно так же, как и песенки, т. е по слуху. Основные гармонические функции Т, S, D осваиваются на слух или с рук педагога в виде трезвучий (к моменту, когда мы начинаем их подбирать правой рукой, ребенок уже владеет ими достаточно уверенно в левой). Во всех остальных 11 тональностях эти аккорды ребенок должен найти на слух при поддержке и подсказках учителя.
Чтение с листа
Чтение с листа – важная составная часть развития навыков любительского музицирования. Любой педагог понимает, насколько легче работать с учеником, у которого с этим качеством все в порядке. Ученик должен уметь самостоятельно разобрать незнакомое произведение, чтобы без помощи наставника мог разобрать понравившуюся пьесу. Для этого ему нужно систематически либо проходить большой объем пьес по специальности, либо почаще читать с листа незнакомые легкие пьески, большую пользу приносит также игра в музыкальном коллективе, где этот навык формируется достаточно хорошо. В первый год обучения на уроке достаточно уделять 5-10 минут развитию навыков любительского музицирования. В дальнейшем с учащимися, хорошо зарекомендовавшими себя, можно продолжить обучение в этом направлении в специально отведенное для этого время. Подобные занятия приносят большую пользу в становлении юного музыканта и разностороннем формировании его личности.