Доминантсептаккорд и его обращения

Теоретические сведения

Доминантсептаккорд (D7) — аккорд, состоящий из четырёх звуков, расположенных по терциям. Строится на V ступени (доминанте) мажора и гармонического минора.

Расстояние между крайними звуками составляет малую септиму.
В мелодическом изложении:

Обращения Доминантсептаккорда

Аккорд имеет три обращения (обращение аккорда — изменение строения аккорда путем переноса крайнего голоса на октаву вверх). В названия обращений входят интервалы между нижним звуком, основанием и вершиной.

Первое обращение доминантсептаккорда — Квинтсекстаккорд (D65) строится на VII ступени. Интервалы: м.3, м.3, б.2.  
В мелодическом изложении:  
Терцквартаккорд (D43). Строится на II ступени. Интервалы: м.3, б.2, б.3  
В мелодическом изложении:  
Секундаккорд (D2). Строится на IV ступени. Интервалы: б.2, б.3, м.3  
В мелодическом изложении:  

Доминантсептаккорд и его обращения требуют разрешения (перевода неустойчивых ступеней в устойчивые).
При этом D7 разрешается в неполное тоническое трезвучие с утроенной тоникой  
В мелодическом изложении:  
D65 — в тоническое трезвучие с удвоенной тоникой  
В мелодическом изложении:  
D43 — в полное тоническое трезвучие  
В мелодическом изложении:  
D2 — в секстаккорд с удвоенной тоникой  
В мелодическом изложении:  
В гармоническом миноре обращения D7 разрешаются аналогично. Назад На главную